Влияние и вред медитации

Стоит ли учиться мудрости у йогов?

Есть в Сергиево-Посадском районе женщина, которая, будучи крещена в Православии, в какой-то момент увлеклась буддизмом. Причем она совсем не думала, что это как-то противоречит христианской вере. Просто, не имея опыта церковной жизни, лишь изредка обращаясь к молитвослову, она не почувствовала духовной подмены. Ее привлекали нравственные истины буддизма — всепрощение, бескорыстие, отказ от каких-либо пожеланий, нравилась и их медитативная практика, которая, казалось, вносит в смятенную душу долгожданный покой. Все больше и больше увлекалась женщина восточной духовностью, достигла, как ей самой в то время казалось, уже немалых успехов. Однажды во сне женщина увидела двух почтенных буддийских наставников — махатм. Они обратились к ней с такими словами: «Ты уже достигла многого. Но, чтобы прийти к полному совершенству, тебе осталось сделать только одно — отречься от Христа». С изумлением женщина спросила: «Но зачем это нужно, ведь я считала, что христианство не противоречит буддизму?» Она, как и многие наши современники, полагала, что разные религии — пусть и различные, но равноправные пути к Богу, перед Христом же в сердце благоговела. Женщина интуитивно почувствовала, что в этом требовании заключается что-то неправильное, чуждое и плохое. Ночные гости ответили: «Это нужно, чтобы прийти к полному совершенству». Вероятно, увлекшись буддизмом, она неглубоко вникла в его философию, где ключевое место занимает отречение от всех желаний и привязанностей, стало быть, и от привязанности ко Христу. «Нет, — проговорила она, — я не смогу отречься». «Ах так, — неожиданно отреагировали посетители, — тогда мы будем тебя мучить». В этот момент оба приняли жуткий образ демонов, стали бросать в голову женщине горящие уголья. Конечно, можно списать подобное видение просто на кошмарный сон. Но сами истязания воспринимались настолько живо, что страждущая стала кричать. В это время ее Родная мама, услышав крики дочери и видя, что с ней происходит что-то неладное — какой-то страшный приступ, причем дочь не могла очнуться — вызвала скорую. Врачи бесплодно пытались поставить страждущей укол — мышцы были настолько напряжены, что игла не проникала внутрь. Сквозь сонные истязания женщина вспомнила простую христианскую молитву: «Господи, помилуй!», и демоны со своими мучениями вмиг исчезли. Очнувшись, выпив святой воды, она поняла, что за духовной помощью ей надо идти в храм. Батюшка, вникнув в состояние женщины, рекомендовал ей еженедельно исповедоваться и причащаться. Постепенно ее духовное состояние поправилось, только появилась после того ночного события одна особенность — время от времени женщина видела бесов. Как-то раз она повстречала свою знакомую, которая начала увлеченно рассказывать, что заинтересовалась буддизмом и что как все это любопытно и здорово. Умудренная горьким опытом женщина хотела тут же предостеречь ее от подобного увлечения, думала рассказать про себя, но едва собралась открыть рот, как увидела на плечах собеседницы двух хитрых бесов, которые ловко закрыли ей уши и, ухмыляясь, как бы говорили: «Посмотрим, что у тебя получится». Женщина поняла, что все, что она сейчас скажет, не дойдет до души собеседницы.

Действительно, часто люди настолько увлекаются восточными практиками, что никакие аргументы ими не воспринимаются. В поисках развития в себе тайных способностей многие обращают внимание на индуизм (который, конечно, не надо путать с буддизмом), точнее на йогу, вышедшую из недр индуистской аскетической практики. Йогу рекламируют как методику, которая поможет предотвратить многие заболевания, исцелиться от уже заработанных болезней, даже трудно поддающихся лечению, а также дарует приток жизненных сил и вообще научит владеть собой, влиять на других. Например, известный чехословацкий экстрасенс Франтишек Фиерд, ставивший диагнозы на расстоянии, прозревавший их судьбу и историю болезни, признавался, что достиг этого благодаря усиленной йоговской тренировке, при которой человек умеет расслабиться, отключив разум и интеллект, и пропускать поток информации на уровне подсознания.

Большинство же людей привлекает в йоге внешняя, как они считают, оздоровительная сторона — холодные ванны, очистительные клизмы, особая техника дыхания, лечебные позы и т. д. Целью ставится улучшение работы внутренних органов и систем — пищеварения, потенции, давления, памяти и т. п. Обыватель полагает, что можно игнорировать мировоззрение йоги и в то же время признавать ее уникальной системой физического и психического развития. В современной йоге используется традиционная индусская гимнастика — хатха-йога, сходная с гимнастикой китайцев и древних персов. Встречаются и такие направления, как раджа-йога, мантра-йога, к которым примыкают «трансцендентальная медитация», мистический даосизм, методы тибетского буддизма, дыхательные техники и т. п.

Что же несет в себе эта мудрость солнечной Индии?

Йога является составной частью философско-религиозных учений древней и средневековой Индии. Это система упражнений, методов и приемов, цель которых не только управлять психическими и физиологическими процессами организма, но и восходить к особому духовному состоянию. Изначально йога с ее системой психофизических упражнений ставила целью выработать в душе независимость по отношению к телу, чтобы после смерти человека душа более не возвращалась в тело, избежала реинкарнации и растворилась в первичной безликой духовной субстанции.

Физические упражнения, развитые в йоге, по сути являются религиозными обрядами, раскрывающими человека навстречу индусской «духовности». Йогические упражнения в своем непосредственном употреблении связаны с оккультными медитациями, а различные позы йоги отождествляют человека с животными или даже предметами. Как правило, используются специальные движения тела, фиксированные позы, задержка дыхания, повторение мантры, а также визуализация — такой способ работы с воображением, при котором, закрыв глаза, человек мысленно рисует в темноте какой-нибудь образ, так что со временем он видит воображаемое весьма ярко и отчетливо. Некоторые позы возбуждают сексуальные центры, по представлениям учителей йоги, это нужно, чтобы воспользоваться сексуальной энергией, преобразовать ее и распределить по всему телу для оздоровления и бодрости.

Религиозная вера, нравственность и духовная практика глубоко взаимосвязаны, так что нельзя использовать какую-то практику саму по себе, не испытав влияния той духовной сути, какую выражает эта практика. Даже внешние движения могут заключать в себе определенную формулу-знак, сообщающую душе соответственное индийской религии настроение. Индийско-оккультные или восточные системы предлагают свои психотехнические приемы, направленные на «расширение сознания», «сверхчувственное восприятие» и «открытие внутренних пространств». На это изначально и направлена йога. Подлинная же цель всех видов йоги — раскрыть в себе скрытую «божественность», слиться с первореальностью и таким образом выявить в себе сверхъестественные духовные силы.

Вот как писал об этом французский католический монах-бенедиктинец Ж.-М. Дешане в книге «Христианская йога»: «Цели индийской йоги — духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого духовного учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты. <...> Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии; отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека — божественна; она есть Бог, об остальном можно только мечтать»53.

В индуизме многих привлекала как раз мысль о том, что человек сам по себе божествен, что в нем заложены все совершенства, которые можно раскрыть с помощью особых методик, и значит, тяжелый путь к Богу через преодоление своих страстей, который предлагает христианство, вовсе не обязателен. Надо просто выявить в себе скрытую божественность. Интересно заметить, что одним из наиболее распространенных выражений в Индии является «Co-хам, со-хам», то есть «Я — это Он, Я — это Он». Но ощущение собственной значимости, самодостаточности, соединенные с чувством эйфории — самонаслаждения, в христианской аскетике верно называется прелестью, то есть обольщением, самообманом.

Таким образом, упражнения с дыханием и позы тела подготавливают человека к определенным духовным переживаниям. Повторим, что подлинная цель йоги — религиозно-аскетическая. Сами йоги считают, что на высших ступенях этой аскетической практики, когда останавливаются все психические процессы и человек достигает самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, в нем «выжигаются семена кармы», и это освобождает его от нового перерождения, позволяет уже навсегда освободиться от тела и прекратить свое существование как личности.

Значительную роль в йоге играет медитация.

Медитация (от лат. meditatio — размышление) есть внутреннее сосредоточение ума на определенной идее. Медитирующий мысленно отрешается от всех внешних объектов, стремясь к определенному психическому состоянию.

Содержанием медитаций (не только в индуизме, но и в других религиозных и оккультных системах) часто являются мантры, например, в антропософии употребляются мантры: «Великий всеобъемлющий дух», «Я взираю во тьму», «И Христос живет во мне», «Чтобы через меня действовали духи, чтобы я сделался самосознающим орудием их деяний».

В дзен-буддизме аскет сидит в позе лотоса напротив стены, выкрашенной в черный цвет. Иногда он произносит имя Будды, подразумевая под этим космический принцип, принцип бытия мира. Иногда произносит краткий афоризм, но чаще пребывает в безмолвии, созерцая черный цвет как отсутствие бытия и пытаясь внутренне слиться с этой онтологической пустотой.

Если молитва есть обращение к Богу, то медитация — беседа с самим собой, по сути же — самогипноз. Предполагается, что медитация пробуждает у медитирующего глубокие силы, дремлющие в глубине души, и такой человек становится способен, например, к ясновидению. Если в христианстве существует умное делание и молитва Иисусова, в которых христианин всем своим существом обращается к Богу и Его милости, то в оккультизме посредством медитации человек в самом себе ищет тайный ход, ведущий к духовному совершенству. В индуистской медитации человек стремится к тождеству с абсолютом и, достигая транса, приходит к ощущению, что он един с божеством, а точнее, что в нем самом выявлена изначальная божественность.

Медитация как опыт нехристианской религиозно-мистической практики, естественно, влечет за собой духовные состояния вне Христа и без причастия Его благодати. Такому человеку рано или поздно может показаться, что он сам становится проводником высших откровений, несущим на земле особую миссию.

Индийский поэт и мистик, один из основателей бенгальского кришнаизма, Чондидаш (XIV-XV вв.) с юных лет был посвящен во жрецы богини Дурги. Будучи представителем высшей касты — брахманов, Чондидаш полюбил женщину низшей касты, простую прачку Рами. Для брахмана сохранение кастовой чистоты — священный долг. Чондидаш искал разрешения своей личной проблемы в медитации и внутреннем обращении к богине Дурге. В этом делании он стал созерцать свою любимую, и в подобных медитациях Чондидаш обрел уверенность, что сам он — проявление духа Кришны, а Рами — воплощение возлюбленной Кришны — пастушки Радхи. Сам Чондидаш считал, что эту тайну ему открыла богиня Дурга. Вот так оккультная духовная практика увенчивается оккультными откровениями.

Что же касается вроде бы физической пользы от занятий йогой, то это распространенное заблуждение. Польза от самых простых йогических упражнений наблюдается не больше, чем и от всех остальных физкультурных комплексов. Йога, если заниматься ею серьезно, вредна для здоровья, и мысль о том, что индийские йоги живут долго и не страдают тяжелыми болезнями, глубоко неверна. В 1980-х годах в Индии проводилась всеобщая диспансеризация, которая показала, что йоги, а их там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии, и страдают множеством заболеваний. Например, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта (каждый день они чистят жгутами носоглотку и делают себе клизмы, поэтому со временем разрушается слизистая оболочка в носовой полости и кишечнике); вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения в противоестественных позах; катарактой глаз, потому что они постоянно концентрируют внимание на солнце. Нашлось немало страдающих хроническими венерическими заболеваниями.

Поскольку в йоге упор делается на перестройке организма и его ритмов, то это может нарушить биологические процессы таким образом, что психосоматическое расстройство станет необратимым, и ни один врач не сможет понять, что же произошло с человеком. Такие случаи, к сожалению, уже встречались.

Многие в наши дни полагают, что учение буддизма по ряду вопросов совпадает с христианским, допустим, в преодолении страстей, искоренении греховных желаний, совершенствовании любви к другим и жертвенности. Однако внешнее сходство часто скрывает пропасть, в которой разбивается всякий, желавший одним прыжком соединить несоединимое. Хочется привести размышления исследователя религий Индии князя Н. С. Трубецкого о том внешнем сходстве и глубоком внутреннем различии, которое наблюдается между буддизмом и христианством: «Путь к достижению нирваны Будда указал двоякий. С одной стороны, психофизические упражнения самопогружения, сосредоточенной медитации, задержки дыхания и прочее, по приемам почти тождественные с системой йоги. Но с другой — самопожертвование и любовь ко всему существующему. Однако этот второй путь есть как бы часть первого, особое психофизическое упражнение. Любовь, милосердие, сострадание — все это для буддиста не чувства, ибо ведь чувств у него в душе остаться не должно, а лишь результат, следствие полной утраты чувства своей индивидуальности и своих личных желаний: при таком психическом состоянии человеку ничего не стоит жертвовать собою для ближнего, ибо, не имея собственного желания, он, естественно, с легкостью исполняет желания других. Подавить свою волю настолько, чтобы поступать исключительно по воле другого, рекомендуется именно в виде упражнения. Всепрощение рассматривается как средство уничтожения чувства: равнодушие находит свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию»54.

В заключение нужно сказать, что во всех мис-тико-оккультных системах, практиках и медитациях можно встретить какие угодно размышления, мысли, представления, кроме одного — в них нет покаяния. Христианство свидетельствует: по мере приближения души к Богу человек все более ясно видит, свое несовершенство и несамодостаточность. Поэтому опыт приближения к Богу утверждает в христианине смирение, покаяние и любовь. Благодаря этому возможна чистая, искренняя радость единения с Господом, Который тебя видит, слышит и любит. Восточный же мистический опыт отвергает личностного Бога, а потому стремится к преодолению личности человека в самадхе или нирване, дает переживание растворения своей индивидуальности в океане безличного. Не встретив личностного Бога, человек, естественно, стремится к личностной смерти.

 





( 2 голоса: 5 из 5 )

Валерий Духанин

Валерий Духанин

Валерий Духанин «Огради нас, Господи от суеверий, оккультизма и порчи». Москва, 2011.

отзыв  Оставить отзыв   Читать отзывы

Предыдущий материал



Версия для печати Версия для печати


Еще материалы по этой теме:
Цена медитаций – гибель души. Исповедь бывшей оккультистки (Евгения Трубинова, 39 лет)
Книга о магии под видом психологии и ее последствия (Марина, 21 год)
Энергетические сущности обманывали меня. Опыт ложного саморазвития (Анна)
От медитаций – к мыслям о самоубийстве (Игорь, 25 лет)
Медитация — сладкий полет в преисподней
Ловушка парапсихологии и аффирмаций. В пропасть и обратно (Светлана)
Истории о вреде медитаций, присланные нам читателями - Часть 1
Медитация или молитва: что выбрать? (Протоиерей Игорь Гагарин)
Молитва и медитация: взгляд эзотерика (Странник Терентий Смирнов)
Молитва и медитация: ответы на вопросы (взгляд эзотерика) (Странник Терентий Смирнов)
Пожертвовать
Пожертвования
Как вернуть любимого или пережить развод



развод психолог онлайн

Книги о приворотах и гаданиях



интернет ателье теплая юбка

Самое важное

Лучшее новое


диагностический курс

© «Заговор.Ру». 2007-2017. Группа сайтов «Пережить.ру».
Воспроизведение материалов возможно только со ссылкой на www.zagovor.ru .
Администратор - editor(гончая)zagovor.ru     Разработка сайта: zimovka.ru